Выступление на семинаре, 2018

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка»

Городского округа Ступино

МАСТЕР-КЛАСС

на тему

«Логоритмика, как современная образовательная технология, используемая при формировании ритмической деятельности детей»

Подготовила

Музыкальный руководитель

Борисова Нина Валерьевна

Ступино, 2018

  1. Пояснительная записка

Цель мастер-класса: Повышение педагогической компетентности в вопросах формирования ритмической деятельности детей.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов о возможностях использования логоритмических упражнений.

2. Обосновать значимость логоритмики в развитии ритма, музыкального слуха, координации и мелкой моторики у детей.

3. Познакомить участников с собственным опытом использования логоритмическихупражнений.

Участники: педагоги дополнительного образования.

Актуальность применения упражнений по логоритмики.

Практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет «отвлекает» развитие детей от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. А с помощью логоритмических занятий педагоги помогают детям развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастными особенностями.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, познавательной и др.

  • Ход мастер — класса.

ЛОГОРИТМИКА (логопедическая ритмика) — это инновационная технология, основанная на сочетании движений, речи и музыки, что обеспечивает высокую эффективность комплексной развивающей работы у детей, в том числе у детей с речевыми проблемами, а также с двигательными нарушениями.

Что дает логоритмика:

  • развивается моторика (общая и тонкая), координация движений;
  • тренируется память, внимание и слуховое восприятие;
  • формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, целостное восприятие ее содержания и характера;
  • развиваются органы дыхания с помощью элементов «дыхательной гимнастики»;
  • нормализуется мышечный тонус;
  • развиваются художественно-творческие способности, воображение, инициатива.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена такими учеными, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. С помощью занятий логоритмикой, дети усваивают теоретические знания в области музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку.

Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально- ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей.

Такими средствами являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх.

Звучащий при выполнении заданий ритм служит средством воспитания и развития у детей чувства ритма и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях. Различные ритмы целесообразно давать детям в форме игр, подражаний движениям птиц, животных, в форме построений и т. п. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются лёгкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях при работе с предметами.

В результате использования элементов логоритмики на занятиях по хореографии у детей возрастает интерес к занятиям, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей, хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, улучшает кислородный обмен, гоняет кровь, чем развивает выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

Практическая часть.

Рассмотрим несколько примеров логоритмический упражнений.

№ п/пУпражненияНаличие музыкального сопровожденияДея-ть детейЭтап урокаЦель
Пример 1«Черный кот» Вот идет, черный кот,   Притаился мышку ждет,   Мышка норку обойдет,   И коту не попадет.С музыкальным сопровождением  Руки перед собой, шаг с высоким поднятием коленей. Присели вниз.   Обходим вокруг себя на носочках. Расставляем ноги, руки в стороны, качаем головой. Первый раз исполняем разучивая движения, второй раз с музыкальным сопровождением.Подготовительный этап урока.Сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
Пример 2«Маленькая Мэри» У маленькой Мэри большая потеря,   Пропал ее правый башмак. В одном она скачет и жалобно плачет, Нельзя без другого никак.   Но милая Мэри не плачь о потере,   Ботинок для правой ноги,   Сошьем тебе новый, или купим готовый,   Да только смотри, береги.Без музыкального сопровождения  4раза хлопают     Топают с правой ноги Скачут на левой ноге     Шагают с правой ноги вперед     Шагают с правой ноги назад   4раза хлопают   Топают с правой ноги на местеОсновной этап урока.Совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывать хорошую координацию движений.
Пример 3«Вышли мышки…» Вышли мышки как-то раз   Посмотреть, который час.   Раз, два, три, четыре   Мышки дернули за гири.   Вдруг раздался громкий звон   Побежали мышки вон.Без музыкального сопровождения  Шагают Ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны). Хлопают   Движения руками сверху вниз   Закрывают руками уши   Разбегаются в разные стороны («Кошка» просыпается и догоняет, убегающих на стулья «мышей»).Заключительный этап урока. Рефлексия.  Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.


Список используемой литературы:

  1. Бочкарева, Н. И. Ритмика и хореография [Текст] / Н.И.  Бочкарева.  – Кемерово, 2000. – 101 с.
  2. Геращенко, В. П. Основы танцевального искусства [Текст]: Комплексная программа, методические рекомендации / авт. – сост. В.П. Геращенко. – Кемерово, 1995. – 38 с.
  3. Гоголева, М. Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группа [Текст] / М. Ю. Гоголева.  – Ярославль.: Академия развития, 2006. – 120 с. (Подвижные игры)
  4. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду [Текст] / С. Л. Слуцкая. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006. – 272 с.
  5. Смирнова. Н. Г., Бочкарёва. Н. И. Уроки хореографии в образовательных учреждениях [Текст]: учебно — методическое пособие / Н. Г. Смирнова, Н. И. Бочкарёва. – Кемерово, 1996. – 115 с.

Приложение 1

«Черный кот» с музыкальнымсопрождением.

Вот идет, черный кот, (Руки перед собой, шаг с высоким поднятием коленей)

Притаился мышку ждет, (Присели вниз)

Мышка норку обойдет, (Обходим вокруг себя на носочках)

И коту не попадет. (Расставляем ноги, руки в стороны, качаем головой)

Первый раз исполняем разучивая движения, второй раз с музыкальным сопровождением.

Приложение 2

«Маленькая Мэри»

У маленькой Мэри большая потеря, (4раза хлопают)

Пропал ее правый башмак. (с правой ноги начинают топать)

В одном она скачет и жалобно плачет, (скачут на левой ноге)

Нельзя без другого никак.

Но милая Мэри не плачь о потере, (шагают с правой ноги вперед)

Ботинок для правой ноги, (шагают с правой ноги назад)

Сошьем тебе новый, или купим готовый, (4раза хлопают)

Да только смотри, береги. (топают с правой ноги на месте)

Приложение 3

Игра «Вышли мышки как-то раз» О.Боромыкова

Вышли мышки как-то раз (шагают)

Посмотреть, который час. (Ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны).

Раз, два, три, четыре (хлопают)

Мышки дернули за гири.  (Движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)

Побежали мышки вон (бегут)

(«Кошка» просыпается и догоняет, убегающих на стулья «мышей»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *