Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка»

Городского округа Ступино

СТАТЬЯ

«Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте»

Подготовила

Музыкальный руководитель

Борисова Нина Валерьевна

Ступино, 2020

Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте

Цель:

Комплексное воздействие на эмоциональную сферу дошкольника путем проявления творческих способностей при восприятии музыки.

Задачи:

  1. Формирование общей культуры детей через развитие музыкальности музыкально-художественной деятельности детей и способности эмоционально воспринимать музыку;
  2. Проявление творческих способностей при восприятиимузыки  в словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, в рисунках на песке, отражающих состояние ребенка под влиянием прослушанного произведения.

Актуальность.

С момента внедрения ФГОС ДО  во всей системе дошкольного образования в целом и в системе музыкального воспитания дошкольников в частности изменилось очень многое: появилось большое количество образовательных программ и технологий, изменились педагоги, дети и родители. Но главное – изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания.

На данном этапе музыкальному руководителю следует обращаться к таким формам педагогической деятельности,  которые бы позволили развивать, обучать и воспитывать, те образовывать дошкольников незаметно для них самих.

Согласно требованиям ФГОС ДО, реализация образовательной области «Музыка» осуществляется через музыкально-художественную деятельность детей.

Что из себя представляет музыкально-художественная деятельность?

Музыкально-художественная деятельность — это способ взаимодействия человека с музыкой. Проблема художественной деятельности активно исследуется в науке.

Философский энциклопедический словарь определяет художественную деятельность как «деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства».

Приведенная ниже схема объясняет сущность музыкально-художественной деятельности.

Структура музыкально-художественной деятельности

Художественная деятельность – это процесс генерации, сохранения и передачи информации и состоит из трех звеньев:

  1. творчество художника, в процессе которого информация вырабатывается, сохраняется и кодируется ( зашифровывается) для передачи ценителям;
  2. собственно произведение искусства, в котором художник  кодирует и передает информацию;
  3. художественное восприятие, при котором информация декодируется (извлекается) ценителями, что требует понимания этого особого языка.

В нашем случае на музыкальных занятиях мы учим детей декодировать те образы, ту информацию, которую заложил в музыку композитор.

В процессе восприятия музыкального произведения мы должныпомочь ребенку:

  • понять интонацию в музыке,
  • научить его читать музыкальный язык,
  • и, как результат, научить понимать музыку.

Слушание музыки – сложный процесс развития детского музыкального восприятия, методика обучения которому предполагает использование художественного исполнения произведений, слов педагога и наглядных средств. При этом мастерство педагога заключается в использовании различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.

Задачи музыкального восприятия произведений

  1. сформировать и развивать умение проявлять эмоциональную отзывчивость, эмпатию и, как следствие, развивать музыкальные способности и мышление детей;
  2. расширять знания детей о музыке, поддерживать их интерес к музыкальному искусству, расширять спектр представлений о красоте и эстетический вкус;
  3. развивать творческие способности дошкольников (словесно-образные высказывания о музыке);
  4. побуждать к эмоциональной и словесной оценке музыки.

В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

  1. Какие чувства передаёт музыка? В данном случае педагог направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (музыка праздничная, торжественная, грустная,  нежная, весёлая, ласковая,);
  2. О чём рассказывает музыка? (основная тема музыкального произведения, например, о характере героя и его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);
  3.  Как рассказывает музыка? Дети знакомятся с языком музыки (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

Как правило, слушая музыку, дошкольники воспринимают характер и настроение музыкальных произведений, у них наблюдается желание отразить свои музыкальные впечатления в танце, движении, рисунке, пении.

Дошкольникам свойственно совмещать разные виды художественной

деятельности:

  • слушать музыку и рисовать или петь,
  • петь и танцевать,
  • петь и играть на детском музыкальном инструменте,
  • танцевать и подыгрывать себе на дудочке, барабане, бубне.

Именно поэтому я и решила попробовать совместить слушание музыки и такое направление художественной деятельности Sand-art – рисование на песке.

Работа над первоначальным восприятием музыкального произведения проходит стандартно:

  1. краткое вступительное слово, способствующее заинтересованности, активации внимания детей, их настрою на восприятие. Порой я намеренно не говорю название произведения, дабы попробовать дать детям возможность «озаглавить» его самостоятельно после прослушивания;
  2. первоначальное прослушивание музыкального произведения;
  3. беседа о прослушанном произведении, обсуждение полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам выразительности по указанной выше схеме: какие чувства передает музыка? О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка?);
  4. повторное слушание, после которого уточняются отдельные средства выразительности, закрепляются представления о прослушанном произведении, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще;

А вот далее при прослушивании музыкального произведения на последующих занятиях для формирования новых музыкальных образов, «декодирования» образов, заложенных композитором, я использую песочную «доску» для выражения результатов восприятия. Для этого я включаю музыку, приглашаю одного из воспитанников и мы вместе пробуем воспроизвести образы на песке.

Здесь мы учитываем и возрастные особенности старших дошкольников:

  • Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умеют сосредоточиваться, улавливать музыку более детально;
  • Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями;
  • В процессе слушания ими отмечаются отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находятся самостоятельные определения, расширяется словарный запас дошкольников.

Песочное искусство – явление достаточно молодое, однако весьма популярное. При том, что эта техника модная, она уже зарекомендовала себя, как способ:

  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
  • тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (что особенно актуально при работе с детьми с ТНР);
  • равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга — развитие межполушарного взаимодействия, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
  • гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).
  • Формирование навыков саморегуляции.

Недаром великий Карл Юнг – швейцарский психиатр и педагог — после болезненного  разрыва с З.Фрейдом смог восстановить свое психическое равновесие благодаря использованию природных материалов (камней, земли, песка и воды) в своих символических играх, в процессе которых он создавал картины, образы на берегу озера подобно тому, как он это делал в детстве. Воплощая спонтанно возникающие образы в природных материалах, Юнг смог разобраться в своих переживаниях, что дало выход его творческой фантазии.

Практическая часть:

Прослушивание 4 музыкальных произведений, демонстрирующих времена года с целью создания ярких образов на песке.

Прослушивание музыкальных произведений проводится по упомянутой выше схеме:

  1. Какие чувства передаёт музыка?
  2. О чём рассказывает музыка?
  3. Как рассказывает музыка?

Музыкальный репертуар:

  1. Н.А. Римский-Корсаков — Опера «Садко», Увертюра «Океан-море синее»
  2. П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»
  3. А. Вивальди «Зима»
  4. А.Вивальди «Весна»

Итог:

Очевидна интегративная функция данного метода – комплексное воздействие на психические процессы ребенка, его эмоциональную сферу, общее культурное развитие. Мы используем слуховые, зрительные, мышечно-двигательные ощущения детей для формирования наглядных представлений о музыкальном произведении, активизации его музыкального восприятия.

Выдающийся композитор Д.Д.Шостакович говорил: «Любителями  и знатоками музыки не рождаются, а становятся», поэтому главной целью музыкального восприятия я считаю развитие у детей способности детей слушать классическую музыку, проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, которая способствует формированию у ребенка интереса к музыке, представлений о красоте.

Использованная литература:

  1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская;
  2. Ильичев Ф., Федосеев П.Н. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *