Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка»
Городского округа Ступино
СТАТЬЯ
«Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте»
Подготовила
Музыкальный руководитель
Борисова Нина Валерьевна
Ступино, 2020
Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте
Цель:
Комплексное воздействие на эмоциональную сферу дошкольника путем проявления творческих способностей при восприятии музыки.
Задачи:
- Формирование общей культуры детей через развитие музыкальности музыкально-художественной деятельности детей и способности эмоционально воспринимать музыку;
- Проявление творческих способностей при восприятиимузыки в словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, в рисунках на песке, отражающих состояние ребенка под влиянием прослушанного произведения.
Актуальность.
С момента внедрения ФГОС ДО во всей системе дошкольного образования в целом и в системе музыкального воспитания дошкольников в частности изменилось очень многое: появилось большое количество образовательных программ и технологий, изменились педагоги, дети и родители. Но главное – изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания.
На данном этапе музыкальному руководителю следует обращаться к таким формам педагогической деятельности, которые бы позволили развивать, обучать и воспитывать, те образовывать дошкольников незаметно для них самих.
Согласно требованиям ФГОС ДО, реализация образовательной области «Музыка» осуществляется через музыкально-художественную деятельность детей.
Что из себя представляет музыкально-художественная деятельность?
Музыкально-художественная деятельность — это способ взаимодействия человека с музыкой. Проблема художественной деятельности активно исследуется в науке.
Философский энциклопедический словарь определяет художественную деятельность как «деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства».
Приведенная ниже схема объясняет сущность музыкально-художественной деятельности.
Структура музыкально-художественной деятельности
Художественная деятельность – это процесс генерации, сохранения и передачи информации и состоит из трех звеньев:
- творчество художника, в процессе которого информация вырабатывается, сохраняется и кодируется ( зашифровывается) для передачи ценителям;
- собственно произведение искусства, в котором художник кодирует и передает информацию;
- художественное восприятие, при котором информация декодируется (извлекается) ценителями, что требует понимания этого особого языка.
В нашем случае на музыкальных занятиях мы учим детей декодировать те образы, ту информацию, которую заложил в музыку композитор.
В процессе восприятия музыкального произведения мы должныпомочь ребенку:
- понять интонацию в музыке,
- научить его читать музыкальный язык,
- и, как результат, научить понимать музыку.
Слушание музыки – сложный процесс развития детского музыкального восприятия, методика обучения которому предполагает использование художественного исполнения произведений, слов педагога и наглядных средств. При этом мастерство педагога заключается в использовании различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.
Задачи музыкального восприятия произведений
- сформировать и развивать умение проявлять эмоциональную отзывчивость, эмпатию и, как следствие, развивать музыкальные способности и мышление детей;
- расширять знания детей о музыке, поддерживать их интерес к музыкальному искусству, расширять спектр представлений о красоте и эстетический вкус;
- развивать творческие способности дошкольников (словесно-образные высказывания о музыке);
- побуждать к эмоциональной и словесной оценке музыки.
В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:
- Какие чувства передаёт музыка? В данном случае педагог направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (музыка праздничная, торжественная, грустная, нежная, весёлая, ласковая,);
- О чём рассказывает музыка? (основная тема музыкального произведения, например, о характере героя и его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);
- Как рассказывает музыка? Дети знакомятся с языком музыки (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).
Как правило, слушая музыку, дошкольники воспринимают характер и настроение музыкальных произведений, у них наблюдается желание отразить свои музыкальные впечатления в танце, движении, рисунке, пении.
Дошкольникам свойственно совмещать разные виды художественной
деятельности:
- слушать музыку и рисовать или петь,
- петь и танцевать,
- петь и играть на детском музыкальном инструменте,
- танцевать и подыгрывать себе на дудочке, барабане, бубне.
Именно поэтому я и решила попробовать совместить слушание музыки и такое направление художественной деятельности Sand-art – рисование на песке.
Работа над первоначальным восприятием музыкального произведения проходит стандартно:
- краткое вступительное слово, способствующее заинтересованности, активации внимания детей, их настрою на восприятие. Порой я намеренно не говорю название произведения, дабы попробовать дать детям возможность «озаглавить» его самостоятельно после прослушивания;
- первоначальное прослушивание музыкального произведения;
- беседа о прослушанном произведении, обсуждение полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам выразительности по указанной выше схеме: какие чувства передает музыка? О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка?);
- повторное слушание, после которого уточняются отдельные средства выразительности, закрепляются представления о прослушанном произведении, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще;
А вот далее при прослушивании музыкального произведения на последующих занятиях для формирования новых музыкальных образов, «декодирования» образов, заложенных композитором, я использую песочную «доску» для выражения результатов восприятия. Для этого я включаю музыку, приглашаю одного из воспитанников и мы вместе пробуем воспроизвести образы на песке.
Здесь мы учитываем и возрастные особенности старших дошкольников:
- Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умеют сосредоточиваться, улавливать музыку более детально;
- Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями;
- В процессе слушания ими отмечаются отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находятся самостоятельные определения, расширяется словарный запас дошкольников.
Песочное искусство – явление достаточно молодое, однако весьма популярное. При том, что эта техника модная, она уже зарекомендовала себя, как способ:
- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
- тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (что особенно актуально при работе с детьми с ТНР);
- равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга — развитие межполушарного взаимодействия, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
- гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).
- Формирование навыков саморегуляции.
Недаром великий Карл Юнг – швейцарский психиатр и педагог — после болезненного разрыва с З.Фрейдом смог восстановить свое психическое равновесие благодаря использованию природных материалов (камней, земли, песка и воды) в своих символических играх, в процессе которых он создавал картины, образы на берегу озера подобно тому, как он это делал в детстве. Воплощая спонтанно возникающие образы в природных материалах, Юнг смог разобраться в своих переживаниях, что дало выход его творческой фантазии.
Практическая часть:
Прослушивание 4 музыкальных произведений, демонстрирующих времена года с целью создания ярких образов на песке.
Прослушивание музыкальных произведений проводится по упомянутой выше схеме:
- Какие чувства передаёт музыка?
- О чём рассказывает музыка?
- Как рассказывает музыка?
Музыкальный репертуар:
- Н.А. Римский-Корсаков — Опера «Садко», Увертюра «Океан-море синее»
- П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»
- А. Вивальди «Зима»
- А.Вивальди «Весна»
Итог:
Очевидна интегративная функция данного метода – комплексное воздействие на психические процессы ребенка, его эмоциональную сферу, общее культурное развитие. Мы используем слуховые, зрительные, мышечно-двигательные ощущения детей для формирования наглядных представлений о музыкальном произведении, активизации его музыкального восприятия.
Выдающийся композитор Д.Д.Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся», поэтому главной целью музыкального восприятия я считаю развитие у детей способности детей слушать классическую музыку, проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, которая способствует формированию у ребенка интереса к музыке, представлений о красоте.
Использованная литература:
- Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская;
- Ильичев Ф., Федосеев П.Н. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
Вокальная музыка по-прежнему занимает основное место. Инструментальная становится более разнообразной по образному содержанию, сочетанию средств музыкальной выразительности. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведений педагогом или слушание музыки при помощи технических средств обучения, а также умелое использование слова, игрушек, картинок, предметов прикладного искусства. Словесные методы становятся более развернутыми,способствующими углубленному восприятию музыкальных произведений.
Широко используется жизненный опыт детей, новые произведения ассоциируются с уже знакомыми. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. Во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самомтоятельным высказываниям. Беседы, в которых дети усваивают, уточняют и углубляют необходимые сведения о музыке, проводятся с использованием сравнений, сопоставлений музыкальных произведений, с постепенным введением новых понятий. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более развернутых высказываний, оценочных суждений о прослушанном. Иногда перед слушанием музыкального произведения необходимо сочинить кототкий, образный рассказ.