Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка»
Городского округа Ступино
МАСТЕР-КЛАСС
на тему
«Песочные фантазии»
Подготовила
Музыкальный руководитель
Борисова Нина Валерьевна
Ступино, 2020
Проект «Музыкально-песочные фантазии»
Цель:
Комплексное воздействие на эмоциональную сферу дошкольника путем проявления творческих способностей при восприятии музыки.
Задачи:
- Формирование общей культуры детей через развитие музыкальности музыкально-художественной деятельности детей и способности эмоционально воспринимать музыку;
- Проявление творческих способностей при восприятиимузыки в словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, в рисунках на песке, отражающих состояние ребенка под влиянием прослушанного произведения.
Актуальность.
За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников, как и во всей системе дошкольного образования, изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители. А главное – изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания.
На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Согласно требованиям ФГОС ДО, реализация образовательной области «Музыка» осуществляется через музыкально-художественную деятельность детей.
Что из себя представляет музыкально-художественная деятельность?
Музыкально-художественная деятельность — это способ взаимодействия человека с музыкой. Проблема художественной деятельности активно исследуется в науке.
Философский словарь определяет художественную деятельность как «деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства».
Структура музыкально-художественной деятельности
Эта схема объясняет сущность художественной/музыкальной деятельности.
Художественная деятельность представляет собой процесс выработки, хранения и передачи информации и состоит из трех звеньев:
1. творчество художника/музыканта, в котором необходимая информация вырабатывается, закрепляется для хранения и кодируется для передачи другим людям;
2. собственно произведение искусства, которое кодирует информацию, передаваемую художником/музыкантом;
3. художественное восприятие, при котором информация извлекается (декодируется), что требует понимания этого особого языка.
В нашем случае на музыкальных занятиях мы учим детей декодировать те образы, ту информацию, которую заложил в музыку композитор.
В этом случае мы должныпомочь ребенку:
- понять интонацию в музыке,
- научить его читать музыкальный язык,
- и в результате научить понимать музыку.
Методика обучения навыкам слушания музыки сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств, а также различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.
Задачи музыкального восприятия музыки
- воспитывать умение проявлять эмоциональную отзывчивость, сопереживание, развивать музыкальные способности и мышление детей;
- развивать творческие способности дошкольников (образные высказывания о музыке);
- расширять знания детей о музыке, поддерживать их интерес к музыкальному искусству, развивать представления о красоте и эстетический вкус;
- побуждать к эмоциональной и словесной оценке музыки.
В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:
- Какие чувства передаёт музыка? Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая);
- О чём рассказывает музыка? (музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);
- Как рассказывает музыка? Детей знакомят с языком музыки, это: мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения.
Как правило, слушая музыку, дошкольники воспринимают характер и настроение музыкальных произведений, у них наблюдается желание отразить свои музыкальные впечатления в танце, движении, рисунке, пении.
Дошкольникам свойственно совмещать разные виды художественной
деятельности:
- слушать музыку, или рисовать и петь,
- или петь и танцевать,
- петь и играть на детском музыкальном инструменте,
- танцевать и подыгрывать себе на дудочке, барабане, бубне.
Именно поэтому я и решила попробовать совместить слушание музыки и такое направление художественной деятельности Sand-art – рисование на песке.
Работа над первоначальным восприятием музыкального произведения проходит стандартно:
- краткое вступительное слово, способствующее заинтересованности, активации внимания детей, их настрою на восприятие. Порой я намеренно не говорю название произведения, дабы попробовать дать детям возможность «озаглавить» его самостоятельно после прослушивания;
- первоначальное прослушивание музыкального произведения;
- беседа о прослушанном произведении, разбор полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам выразительности по указанной выше схеме: какие чувства передает музыка? О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка?);
- повторное слушание, уточнение отдельных средств выразительности, закрепление представлений о прослушанном произведении, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще;
А вот далее при прослушивании музыкального произведения на последующих занятиях для формирования новых музыкальных образов, «декодирования» образов, заложенных композитором, я использую песочную «доску» для выражения результатов восприятия. Для этого я включаю музыку, приглашаю одного из воспитанников и мы вместе пробуем воспроизвести образы на песке.
Здесь мы привлекаем и возрастные особенности старших дошкольников:
- Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально.
- Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями.
- отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения. расширяется их словарный запас.
Песочное искусство – явление достаточно молодое, однако весьма популярное. При том, что эта техника модная, она уже зарекомендовала себя, как способ:
- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
- тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
- равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга — развитие межполушарного взаимодействия, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
- гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).
- Формирование навыков саморегуляции.
Недаром великий Карл Юнг – швейцарский психиатр и педагог После решительного разрыва с Фрейдом смог восстановить свое психическое равновесие благодаря использованию символических игр, создавая на берегу озера «деревни» из камней, земли, песка и воды, подобно тому, как он это делал в детстве. Воплощение в природных материалах спонтанно возникавших образов помогло Юнгу разобраться в своих переживаниях и дало выход его творческой фантазии.
Практическая часть:
Прослушивание 4 музыкальных произведений, демонстрирующих времена года с целью создания ярких образов на песке.
Прослушивание музыкальных произведений проводится по упомянутой выше схеме:
- Какие чувства передаёт музыка?
- О чём рассказывает музыка?
- Как рассказывает музыка?
Музыкальный репертуар:
- Н.А. Римский-Корсаков — Опера «Садко», Увертюра «Океан-море синее»
- П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»
- А. Вивальди «Зима»
- А.Вивальди «Весна»
Итог:
Очевидна интегративная функция данного метода – комплексное воздействие на психические процессы ребенка, его эмоциональную сферу, общее культурное развитие. Мы используем слуховые, зрительные, мышечно-двигательные ощущения детей для формирования наглядных представлений о музыкальном произведении, активизации его музыкального восприятия.
Выдающийся композитор Д.Д.Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся» поэтому я главной целью музыкального восприятия считаю научить детей слушать классическую музыку, проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения музыкального искусства, которая способствует формированию у ребенка интереса к музыке, представлений о красоте.
Очень полезная информация спасибо